Рекомендации Родителям


Приветствую вас, уважаемы родители!

Начинаю вести рубрику на нашем сайте и выкладывать полезную информацию, которая поможет вам лучше понимать своих детей, себя и как наше поведение, отношение к детям приводит к тем или иным последствиям.

Я полагаю, что вы все слышали о том, что существуют разные стили воспитания.

Их существует несколько: авторитарный, демократический, либеральный, попустительский и хаотичный. Поговорим о каждом более подробно, о чем это, когда, в каком возрасте применять и к чему это приводит.

Все эти стили воспитания важны и полезны, каждый в своё время, КРОМЕ хаотичного!

Важно понимать, что ребенок растет, его потребности меняются и его восприятие себя меняется, меняется уровень самостоятельности, самосознания… Ребенок в 5 лет, в 15 и в 25 – это абсолютно разные люди.

И соответственно стиль воспитания тоже меняется с возрастом ребенка. Когда применяется одинаковый стиль воспитания к абсолютно разным детям, например, к годовалому и 11 летнему - это большая ошибка.



Поэтому предлагаю разобраться о чём же идёт речь!

Авторитарный стиль воспитания - это стиль воспитания, который базируется на авторитете родителя, когда родитель говорит: «Потому что я так сказала. Ты будешь так делать, потому что я решила/я

решил». Родитель практически все контролирует и запрещает. Общение происходит лишь в режиме «я говорю – ты делаешь, я приказываю – ты исполняешь». Правила не обсуждаются. Этот стиль воспитания актуален для детей раннего возраста, для детей до 2х-3х лет максимум. Ребенок маленький, он еще не освоил окружающий мир, ему нужно ваше авторитетное, постоянное контролирование, чтобы вы ему подробно объясняли, что можно, что нельзя, показывали, где опасности этого мира.

И, соответственно, так как ребёнок в этот период познаёт мир и ему всё интересно, ваша задача обезопасить среду обитания(вместо постоянного «Нельзя, не тронь, не лезь…»), чтобы было меньше запретов.

Часто родители жалуются на то, что годовалый ребёнок утопил/сломал телефон, пульт от телевизора и т.п. Возникает закономерный вопрос: «Почему у годовалого ребенка ваш телефон находится в зоне доступа? Почему среда организована так, что та вещь, которую вы не хотите, чтобы он трогал, малыш может взять (косметичка, ножницы, телефон…). От годовалого все спрятать элементарно – положить наверх, либо обезопасить при помощи специальных устройств. Почему не делается? Этим самым, если у вас так происходит, вы сами лишний раз дергаете ребенка, лишний раз злитесь, расстраиваетесь и вызываете негативные эмоции. Зачем? Если можно организовать среду и минимизировать эти запреты, то всем будет хорошо.



Но что, если авторитарный стиль воспитания задерживается?

Ребенку уже 4, 6, 12, 17, а у родителей все еще авторитарный стиль воспитания. Если этот стиль продолжается, то он переименовывается в гиперопеку. То есть, ребенку 16, а ему мама: «Ты это сделал? Ты это сюда не клади. Пошел и сделал быстро, потому что я так сказала. Никаких еще «минуточку», я сказала, пошел и сел сразу же есть». И постоянные команды, шаг вправо, влево – расстрел. Это гиперопека.

К чему это всё приводит –это несамостоятельность, это тревожность(фобии - страхи, неврозы) ребенка.

А дальше? Это приводит к протестам со стороны ребенка, он пытается отвоевать себе свободу. Это непослушание, хождение по краю, это постоянное прощупывание границ.

Это два основных побочных эффекта. Нужно понимать, что тут ребенок, с одной стороны, рвется на свободу, а, с другой стороны, он этой свободой не умеет пользоваться. Зачастую дети, которые вырываются из родительской гиперопеки, их несёт: «Он был такой хороший мальчик, а потом поступил в … и спился (страшнее скололся…). Как так вышло? Такой чудесный был парень».

Дело в том, что мама его опекала, а тут он оказался один на один с собой и с коллективом без умения говорить «нет», без умения понимать свои потребности. И что получаем в итоге? Плачевные последствия.

Это трагичный вариант развития событий(спился, скололся…), но, к сожалению, не такой редкий.

Подведем итоги:

Этот стиль воспитания часто приводит к формированию безынициативного, подавленного и пассивно агрессивного человека. В подростковом возрасте строгость и отсутствие контакта с родителями порождают конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют в результате покидая родительский дом при первой возможности. Более спокойные и тревожные подростки приучаются во всем слушаться родителей. Но, хотя родители в этом случае остаются довольны покорностью и «беспроблемностью» ребенка. Такие дети, вступив в период полового созревания, очень легко поддаются дурному воздействию со стороны сверстников и более старших детей. Они привыкли слушаться, беспрекословно выполнять волю старших, не задумываясь о последствиях – за них всегда все обдумывали и решали. Кроме того, эти дети не обсуждают свои проблемы с родителями. Зачем им было пытаться это делать, если результата не будет? Разочаровываясь в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко внутренне протестуют против их ценностей и принципов.

Демократический стиль воспитания.

Это подходит в дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте в первом классе. Родитель президент, ребёнок – народ. Последнее слово за президентом, но он выслушивает мнение народа. Он проводит голосование среди народа и потом принимает решения.

Суть демократического воспитания – родитель учит ребенка рассуждать. Показывает ему, что «Смотри, если ты это сделаешь, то будут такие-то последствия, ты уверен, что ты хочешь это сделать?». Но у родителя есть право наложить вето, сказать «нет», и родители в этом возрасте зачастую им пользуются.

Но задача родителя тут по бОльшей части научить ребенка анализировать и принимать решения.

А часто ли вы учите ребенка этому? Важно не только учить ребенка анализировать, что мама рассказывает, почему так не надо делать, почему это опасно. Но и учить ребёнка самого делать выводы.

Например, вы его спрашиваете: «А как ты думаешь, что будет если мы сделаем так? А что будет, если ты поступишь так, а что будет, если все будут так поступать» - и так далее. Вы активизируете его мыслительную деятельность.

Не пытаетесь разжевать и положить ему в рот информацию, а стараетесь, !не всегда!, но периодически запустить у него самого этот внутренний механизм анализа. Чтобы он сам себе в будущем задавал эти вопросы.

Если демократический стиль воспитания применяется, когда ребенок ещё совсем мал, в раннем возрасте, то это приводит к тому, что ребенку дают ответственность, с которой он не может справиться. Ему

становится страшно, это фрустрация(эмоционально травмирующее состояние) потребности безопасности. Это слишком большая ответственность, непосильная для ребенка. И как следствие это возрастание тревоги, больше истерик, попытки найти границы и т.д. Сюда же агрессивность, как способ найти эти границы, стучаться до родителей (дайте мне границу).

Если демократический стиль воспитания применяется в школе, в подростковом возрасте и старше, это приводит к инфантильности.

Что такое инфантильность? Это неумение брать ответственность на себя. Ребенок, который вырастает чисто в демократическом стиле воспитания и потом уходит во взрослость, ему нужен президент, тот, кто принимает за него решения или помогает принять решение. Например, даже во взрослом состоянии вы сами себе не можете купить какую-то вещь, туфли, пока вам со стороны кто-то не скажет: «Бери» (решающая точка зрения должна быть со стороны). Это говорит как раз о некой инфантильности и неумении брать ответственность полностью за себя. Сказать, что я решаю, что я делаю. Да, я рассуждаю, но этот демократический стиль воспитания приводит к тому, что ребенок часто ищет себе президента, он зависим от мнения другого, что тоже не есть хорошо.



Либеральный стиль воспитания.

Его можно назвать «что хочу, то и творю». Практически нет жестких запретов, больше – это лучше сделать так, но решай сам. Лучше сделать так, но будут последствия, поэтому ты уже сам будешь с этими последствиями разбираться.

Это подходит в школьном возрасте, когда мы учим ребенка брать на себя ответственность за домашние задания, за свои вещи, за свои оценки, за свой режим, за порядок в комнате. Важно понимать, что переходы между стилями воспитания – это не так, что ты пошел в первый класс, срочно переключаемся. Это происходит постепенно с демократического на либеральный. Мы передаем ребенку ответственность постепенно.

Задача либерального стиля воспитания – научить ребенка брать ответственность на себя, научить самому принимать решения. Вы тут как советчик, но вы не президент, ребенок сам себе президент и сам принимает решения. Вы ему советуете, вы его поддерживаете, вы его предупреждаете о том, что могут быть различные сложности, с которыми он столкнется. Но решения и ответственность он берет на себя. Порой это очень сложно принять многим родителям Многие мамы волнуются: «Он же «два» получит, как же так? Он же в университет не поступит!» И т.п. и т.д. Эти страхи зачастую мешают родителям отдать ответственность своим детям.

Если либеральный стиль воспитания применяется к детям раннего и дошкольного возраста. К чему это приводит? Это тревога, страх, истерики, агрессия, это различные другие проявления фрустрации потребности в безопасности. Это та ответственность, с которой ребенок справиться не может. Если этот стиль воспитания переносится на юношество, подростковый возраст, это не так критично, но в большинстве своем это все равно мешает ребенку сепарироваться, потому что ему нужен советчик. Ему нужно, чтобы одобрили, чтобы кто-то сказал свое мнение, чтобы послушать, проанализировать.

Попустительский стиль воспитания.

Это тот стиль воспитания, который необходимо использовать, когда ребенок «вылетает из гнезда» после

подросткового возраста. Это юношество и т.д., когда мы отпускаем ребенка в вольное плаванье, когда он сам несет ответственность за свою жизнь и мы лишь поддерживаем его решения, высказываем свое мнение, но ни в коем случае не настаиваем, не давим, не манипулируем им. Этот стиль воспитания, который подходит именно для общения со своим выросшим ребенком!

Если попустительский стиль воспитания применяется в более раннем возрасте, дошкольном возрасте, то он вызывает просто тотальную тревогу у ребенка. Потому что это та ответственность, с которой ребенок вообще никак не может справиться. Это полное отсутствие границ. Это очень страшно, это приводит к очень сильной травматизации. Поэтому попустительский стиль воспитания подходит только для выросших детей.

Хаотичный стиль воспитания - «непоследовательный».

Для хаотического стиля характерно отсутствие единого подхода к воспитанию, при этом причудливо переплетаются самые противоречивые требования и принципы. Запреты скачут, нет никакой системы, полное отсутствие какой-то предсказуемости. Ребенок не знает, чего ожидать от поведения родителей. Что вчера было жёстким запретом, сегодня «Решай сам». Это сильно тревожит, сильно фрустрирует потребность в безопасности (это как касается детей, так и взрослых). Таким детям очень тяжело ориентироваться в мире, у них нет доверия даже к самым главным людям в их жизни. Тут нарушается умение доверять другим, выстраивать отношения. Для них просто сама тема отношений становится очень болезненной.



Поэтому дорогие родители, вспомните и проанализируйте, какой стиль воспитания и в каком возрасте вы применяли и применяете к своим детям? Насколько у вас доверительные отношения сейчас с ребёнком? Какие последствия вы сейчас пожинаете? Насколько ваш ребёнок реализует себя по жизни, умеет общаться, учиться, ставить цели и достигать их, брать ответственность, радоваться жизни, быть счастливым?

Как к вам относились ваши родители и как это повлияло на вашу жизнь, ваши отношения, ваше доверие миру, людям?

Какие выводы вы сделали? И что начнёте применять в ваших отношениях с детьми?



Буду рада вам помочь. С уважением, педагог-психолог.