Уважаемый первокурсник!


Впереди студенческая пора, веселая и разнообразная, наполненная событиями прекрасной студенческой жизни. Учиться будет трудно, особенно первый год. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы твое образование стало безупречным и дало тебе в дальнейшем прочный жизненный фундамент.

Как научиться «хорошо» учиться?


Учиться «плохо» – это легко, для этого ума не надо. Итогом такого отношения станет вечно плохое настроение, бесконечные проблемы, придется постоянно спасать свое положение в последнюю минуту, на пределе сил. Один вид конспектов и учебников будет вызывать ужас, тоску и прочий набор негативных эмоций.
Особенностью обучения в техникуме является необходимость постоянно работать самостоятельно. Помни, что от умения правильно организовать свои занятия в решающей степени будет зависеть твой дальнейший успех. Только владея специальными навыками обучения возможно «хорошо» учиться. Эта памятка поможет лучше разобраться в вопросах планирования времени и подготовки к занятиям. Рассмотрим несколько вопросов, с которыми ты можешь столкнуться.

Тяжело каждое утро вставать в одно и то же время, чтобы не опаздывать в техникум.
Зато после родительского собрания родители спокойные и довольные, потому что тебя отметили среди тех, кто никогда не опаздывает.
Утром работоспособность самая высокая, за один час утром ты без труда выучишь то, на что ушел бы весь вечер. Для грамотного использования своих сил и времени необходимо прикладывать больше усилий в учебе именно утром.

Что важнее в техникуме: возможность учиться или возможность поболтать с одногруппниками?
И то, и другое в равной степени. Но получить такие знания, которые специально для тебя отбирают из разных умных книг, можно только на занятии. Преподаватель старается объяснить именно тебе, и больше ты это ни от кого не услышишь, нигде не прочитаешь. С соседом по парте можно обсудить волнующие вас дела на переменке или после занятий.

Как работать на лекции?


Принято считать, что лекция – труд преподавателя. Но что можешь сделать ты, чтобы не тратить время зря и полученные знания в дальнейшем были использованы эффективно?
Перед лекцией настройся на работу и убеди себя, что слушать сегодня необходимо, внимательность поможет тебе учиться лучше.

Во время лекции необходимо почти одновременно выполнять несколько дел:
  1. Внимательно следить за развитием мысли преподавателя.
  2. Стараться понять новый материал, сопоставляя со своим знанием и опытом, тогда многое запомнится само собой.
  3. Записать (и зарисовать) материал лекции в виде конспекта.
Конспект необходим для фиксирования материала с последующей возможностью воспроизведения и запоминания материала лекции.

Как составлять конспект?

  1. Перед началом лекции осознать ее тему, понять, о чем будет идти речь, поставить перед собой цель разобраться в ней как можно лучше.
  2. Вдуматься в план занятий, предложенный преподавателем, и на основе этого плана представить то, о чем идет речь.
  3. Записывать следует только главное: основные положения, важнейшие аргументы, самые яркие факты, даты, правила, термины.
  4. Дома конспект следует обработать, дописать сокращения, и, на основе источников, указанных преподавателем, дополнить лекцию фактами и основными положениями.
Писать конспекты удобно на больших по формату (А4) тетрадях, так удобно использовать зрение для одномоментного охвата почти всей лекции, проблем с запоминанием и повторением будет меньше.
Если выделять цветом важное (определения, ключевые моменты), повторять материал станет легче. Трехцветная ручка (не три, а одна) позволит делать цветовой акцент без затраты времени на поиск ручки. Хорошо иметь запасную ручку.

Что и сколько записывать?


Обычная скорость «говорения» превышает скорость обычной записи и, чтобы успевать конспектировать, необходимо использовать систему сокращений, она дает возможность высвободить время для обдумывания материала.
Систему можно составить самому. Но есть универсальные сокращения, их используют многие:

общепринятые сокращения

м.б. – «может быть», см. – «смотри», т.к. – «так как», т.н. – «так называемый», к-л. – «какой-либо», и др., и пр. - «прочие», и т.п., ->- «отсюда следует», кт. – «который», млн, тыс, млрд;

разделительные знаки

т/б – техника безопасности, с/х – сельско-хозяйственный, ср/ар – средне-арифметическое, c/c - «себестоимость», «ц/б.с – центробежная сила», г/д-ка – «гидродинамика»;

символика, принятая в данной дисциплине

t-время, T-температура, p-давление, >, <, =, ->, f (…), lim, opt, min, max, const, var;

ключевые слова дисциплины или часто повторяющийся термин лекции

св. – «сварка», д. – «давление», УЗК – «ультразвуковые колебания», Ч – «человек», Д – «деятельность»;

сокращения длинных слов

к-та – «кислота», ПрСт – «прибавочная стоимость», эн-ка – «энергетика», кап-м – «капитализм»;

использование иностранных слов

if – если, ex – например, const - постоянно, aq – вода.

 

Необходимо быстро и четко зарисовывать, раскрашивать и прорабатывать детали схем лучше дома при работе с конспектом.

Где сидеть на занятии?


Лучше - посередине, ближе к доске. Тогда работают оба полушария мозга, оба поля зрения, усиливается эмоциональность восприятия. И лектор тебя примечает, именно с тобой говорит во время изложения материала. В конце аудитории много отвлекающих моментов, сбоку на первом ряду мешают блики от доски.

Как запомнить материал?

  1. Настройся запомнить надолго.
  2. Пользуйся смысловыми опорами, соотноси и группируй материал по смыслу. Изображай то, что усваиваешь: используй схемы, графики, чертежи.
  3. Память любит разнообразие, после математики учи историю, после физики – литературу.
  4. Начинай повторять до того, как материал стал забываться.
  5. Заучивай и повторяй небольшими дозами. Не учи стихи по странице, короткие заучивай сразу, длинные разбирай на смысловые части.
  6. Лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.
  7. Если получил задание на вторник, а уроки в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне повтори.
  8. Если что-нибудь забыл, не хватайся сразу за книгу, постарайся припомнить сам.

Как организовать домашнюю работу?


Начинай самостоятельную работу с первых дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно.
Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3-5 часов ежедневно. Эффективно каждый день работать не более чем над 2-3 дисциплинами.

Начиная работу, выбирай задание среднее по трудности, затем более трудное, и напоследок оставь легкую часть, требующую двигательных действий (построение графиков, практические задания).
Для лучшей продуктивности работу лучше организовать так: 50 минут – учеба, 5-10 минут – отдых; после 3 часов учебы отдых 20-25 минут. Для полного восстановления работоспособности необходимо отдыхать активно, чередуя умственную и физическую деятельность.

Этап работы

Последовательность действий

1.Приступая к выполнению заданий

  1. Приготовь необходимые учебники, наведи порядок на столе.
  2. Установи последовательность выполнения уроков. Распредели время на каждый предмет.
  3. Вспомни содержание лекции и объяснение преподавателя.
  4. Определи, какие задания нужно выполнить: «Что нужно сделать?». Уясни требования задания.
  5. Обдумай, как лучше, быстрее, продуктивнее это сделать. Составь план в уме.

2.В процессе выполнения

  1. Проверяй себя: «То ли я делаю, что требуются?»
  2. Контролируй качество выполнения задания: «Так ли я действую, как надо?»
  3. Вспоминай советы преподавателя по выполнению заданий.
  4. Следи за последовательностью действий. Не отвлекайся.
  5. Спланируй свои ответы на занятии. Систематически отвечай на контрольные вопросы учебника, составляй дополнительные вопросы к тексту.

3.Завершение

  1. Проверь правильность выполнения задания: оцени жизненную реальность результата, правильность вычислений обратными действиями.
  2. Определи, что следует уточнить у преподавателя.
  3. Дай оценку результату своей работы. Если нужно, доработай пробелы.

 

Как работать на лабораторном занятии


Накануне изучи теоретический материал, который будет использоваться для выполнения лабораторной работы.
Лабораторная работа проходит в несколько этапов: подготовка оборудования и приборов, сборка схемы; воспроизведение изучаемого явления (процесса); измерение физических величин, определение параметров и характеристик; анализ, обработка данных и обобщение результатов.
Приступая к работе, внимательно прочти методическое указание (описание), продумай план работы, подготовь необходимые бланки и таблицы для записей наблюдений. В отчете укажи, какие закономерности выявлены, какие погрешности имеют место, что было причиной появления погрешностей. При защите отчета преподаватель будет беседовать с тобой, выявляя глубину понимания полученных результатов.

Зачем нужна консультация?


На консультации рассматриваются вопросы, связанные с уточнением понятий, методов решения задач, даются сведения о дополнительной литературе.
Посещение консультаций не считается обязательным, но именно здесь происходит непосредственное общение с преподавателем, есть возможность индивидуально проработать вопросы и заполнить пробелы, что помогает лучшей подготовке к экзаменационной сессии.

Как проходит сессия?


Сессия – это последовательность зачетов и экзаменов, которые проходят по расписанию. В течение сессии проходит не более 5 экзаменов. На экзамен и зачет студент должен явиться с зачетной книжкой.
Студент, не сдавший хотя бы один зачет, не защитивший хотя бы одну лабораторную работу, к экзаменам не допускается!

Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по уважительным причинам, заведующая отделением устанавливает индивидуальные сроки сдачи.
При выявлении неуважительной причины неявки на экзамен в ведомости выставляется неудовлетворительная оценка. В этом случае студенты обязаны явиться к заведующей отделением для согласования порядка ликвидации академической задолженности.
Студенты, получившие в сессию 3 и более неудовлетворительных оценок, не ликвидировавшие академические задолженности в установленные сроки, подлежат отчислению из техникума.
Надеемся, уважаемый читатель, что именно к тебе это не относится!

Как подготовиться к экзамену?


Планируй работу на каждый день заранее с чередованием труда и отдыха. Если голова полна «под завязку» – нужно сделать перерыв хотя бы десятиминутное расслабление, но без восприятия и обдумывания чего-либо.
Заучивая материал, составь план ответа, запиши его и запомни. Моторная память – хороший помощник.
Накануне экзамена посмотри каждый вопрос билета и вспомни план ответа. Постарайся закончить работу накануне экзамена хотя бы в первой половине дня, чтобы к вечеру просмотреть весь материал, заострив внимание на наиболее трудных вопросах.
Необходимую одежду приготовь заранее. Она должна быть комфортной, но не «кричащей». Ложись спать раньше, чтобы утром чувствовать себя хорошо.

В день экзамена


Настройся на работу: не паникуй, что «ничего не знаешь» (если, конечно, ты все повторил).
Если волнение мешает думать, сделай упражнение: вдохни, считая от 1 до 4, задержи дыхание на счет 1-4, и медленно выдохни на такой же счет.
Приходи на экзамен пораньше. Перед началом экзамена пробегись глазами по учебнику и напомни себе термины и сложные слова, в которых ты не уверен.
Увидев задание, прочти его бегло, чтобы познакомиться с содержанием работы. Читая второй раз, к каждому заданию мысленно составь план. Незнакомые задания пропусти, позже вернись и доработай их.
Твои походка и поза должны быть свободными, голова поднята, спина прямая. Говори отчетливо и свободно. Смотри в глаза экзаменатору, не бойся.
После экзамена поощри себя за старания и успешную сдачу. Оставшуюся часть дня отдыхай, организму необходимо восстановиться после нагрузки и волнения.

 

Желаем успешной учебы!

Не забывай, что многое зависит от тебя самого.


За дополнительной информацией или помощью ты можешь обратиться к классному руководителю, преподавателям, заведующей отделением или педагогу-психологу.